Методические рекомендации по естественно-научной грамотности
Дополнительно
Согласно обновленному Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования (далее – ФГОС ООО) «формирование функциональной грамотности обучающихся, включающей овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу дальнейшего успешного образования и ориентации в мире профессий» – одно из условий реализации образовательной программы основного общего образования.
Под функционально грамотной личностью известный российский ученый А.А. Леонтьев понимал «личность, которая способна использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений». По сути, функциональная грамотность определяет способность человека применять полученные знания, умения и навыки для решения жизненных задач, относящихся к различным сферам его жизни и деятельности. В одной из своих работ А. А. Леонтьев писал: «Если формальная грамотность − это владение навыками и умениями техники чтения, то функциональная грамотность − это способность человека свободно использовать эти навыки для извлечения информации из реального текста − для его понимания, сжатия, трансформации»
В целях достижения реализации национального проекта «Образование» наличие специальных разделов на официальных сайтах образовательных организаций «Функциональная грамотность» является обязательным.
Что такое «функциональная грамотность»?
Одно из наиболее распространенных определений функциональной грамотности дал советский и российский лингвист и психолог Алексей Алексеевич Леонтьев: «Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений».
О востребованности функциональной грамотности
Еще в IV веке до нашей эры древнегреческий философ Аристипп, ученик и друг Сократа, говорил о том, что «детей надо учить тому, что пригодится им, когда они вырастут».